Как взять больше денег с абонентов: уловки и приемы сотовых операторов

Мы попробуем перечислить все способы: от банальной рекламы до того, что многие называют «воровством». Но сначала немного вводной информации.

Сотовые компании — это коммерческие организации, главная задача которых не давать людям хорошую связь, а получать прибыль. В этом нет ничего плохого: так устроен бизнес. К счастью, в России высокая конкуренция и все сотовые компании стараются угодить абонентам.

У сотовых операторов есть такой термин, как ARPU. Он показывает, сколько денег тратит средний абонент в месяц. В 2017 году ARPU «большой четверки» составил 299 руб./мес, увеличившись впервые за последние пять лет.

Чем больше ARPU, тем больше денег получит мобильный оператор. Другой способ по увеличению дохода — рост абонбазы — уже не работает, так как абонбаза сотовых операторов практически достигла потолка. Дальнейший рост возможен за счет M2M-абонентов (SIM-карты, используемые в машинах, датчиках, механизмах), но их ARPU невысокое.

Рост ARPU на 10 руб. даст рост доходов «большой четверки» на 2,5 млрд руб. (в России около 250 млн активных SIM-карт).

Зачем сотовым компаниям нужно больше денег? Причин много: инфляция, текущие расходы, курс доллара/евро (сотовое оборудование в России не производится), желание акционеров получать больше дивидендов, закон Яровой, средства для развития 4G и 5G и т.п.

Итак, какие способы используют сотовые операторы для того, чтобы абонент стал платить больше?

Способ 1. Банальная реклама
Абонент смотрит телевизор, видит баннерную рекламу в интернете и решает, что новые тарифы ему подойдут. Или ему понравится разрекламированная услуга.

Способ 2. Звонки, SMS, рассылки
У каждого сотовой компании есть отдел, который занимается тем, что обзванивает абонентов и предлагает им более выгодные тарифы. Абоненту предлагают больше услуг, которые, разумеется, стоят дороже. Вместо конфетки могут дать скидку на несколько месяцев. Также практикуется рассылка SMS, сообщений через личные кабинеты и т.п.
По сути, это тоже реклама, но уже более персонифицированная.

На этом «добрые» способы заканчиваются.

Способ 3. Бесплатное при подключении или переходе
Несколько лет назад подобным грешил МТС. На популярном тарифе «СуперМТС» вам автоматически подключали несколько платных услуг. Первые несколько дней или недель услуги были бесплатны, но потом включался счетчик. В некоторых салонах связи консультанты давали бумажку с USSD-кодами, позволяющими отключить данные услуги, но это было в редкость. Подобное практикуется и сегодня, поэтому будьте внимательны при подключении или переходе на новый тариф: внимательно читайте условия, сноски и мелкий шрифт.

Способ 4. Бесплатное становится платным, или дорожает
Здесь мы говорим о традиционных услугах, которые неожиданно становятся платными или дорожают.
Яркий пример — SMS на короткие номера банков. Раньше они были бесплатными, но недавно сотовые операторы сделали каждую такую смску платной (2 руб./шт).
Другой пример: с 1 октября «МегаФон» стал взимать за услугу «Кто звонил+» по 1,5 руб./сутки.
И таких примеров — легион!
Если внимательно следить за новостными лентами операторов, вы увидите, что каждый месяц увеличивается стоимость нескольких услуг. Многие услуги не очень популярные, но тенденция все равно печальная.

Способ 5. Подключение допов
Кончился интернет, закончился пакет минут? Услужливый оператор тут же подключит вам еще 1 Гб или выдаст несколько десятков минут. Стоят такие допы достаточно дорого. Добавьте к этому, что за месяц может быть подключено 10-15 допов, и вы поймете масштаб трагедии. Отключите на своем тарифе возможность автоподключения доппакетов. Если интернет закончится, выгоднее самостоятельно подключить дополнительный интернет-пакет.

Способ 6. «Улучшение» тарифов
Иногда операторы используют другие слова: «изменение», «модернизация» и т.п.. Практически всегда улучшения параллельно ведут к удорожанию тарифов. Да, вы получите больше бесплатного трафика (интернета, минут). Но платить тоже будете больше.

Способ 7. Закрытие тарифов
Сегодня у каждого мобильного оператора есть десятки (если не сотни) архивных тарифов. Обслуживать их неудобно, поэтому их постепенно закрывают. Часто абоненту дают время на то, чтобы выбрать любой актуальный тариф и перейти на него самостоятельно. Если нет, оператор сам подберет вам наиболее «подходящий» тариф.

Способ 8. Платные подписки
Вот мы и подошли к тому, что многие называют «воровством». Платные подписки бывают можно разделить на три вида.
1) Услуги сотовых операторов. Моему отцу «Билайн» однажды подключил две услуги: «Привет» и «Будь в курсе+» и каждый день снимал по 2,75 руб. или 82,5 руб./мес. Вроде мелочь, но если взять 100 000 абонентов, получится 8,25 млн руб./мес.
2) Развлекательные услуги самих операторов.
3) Платные подписки контент-провайдеров (за каждую такую подписку оператор обычно получает свой процент).

Операторы в один голос говорят, что сегодня без ведома абонента платные подписки и услуги не подключаются. Народная молва имеет иное мнение.
Даже если поверить в точку зрения сотовых компаний, абоненты часто подключают услуги не совсем осознанно. Интернет большой, а рекламы и баннеров в нем еще больше. Не меньше способов по обману интернет-пользователя. Но это тема для отдельного разговора. Платные услуги могут случайно подключить дети и пожилые, чья компьютерная грамотность находится на низком уровне.

Как уберечься от всего этого? Хотя бы раз в месяц открывать личный кабинет и просматривать подключенные услуги, расходы и детализацию. Раньше детализацию можно было получить в любом салоне сотовой связи. Такая возможность осталась, но теперь за простую распечатку придется отдать 100 рублей.




Поделиться заметкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *